Новосибирск - крупнейший транспортный узел Сибири

Город Новосибирск  расположен на пересечении главнейших транспортных магистралей России, связывающих богатые природными ресурсами северные и восточные территории с индустриальными южными и западными районами. Это крупнейший центр железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных перевозок, грузовых и пассажирских. Рождение Новосибирска связано с Транссибирской магистралью и строительством железнодорожного моста через крупнейшую водную магистраль - р. Обь. Пересечение транспортных артерий - железнодорожной магистрали с водной обусловили стремительную трансформацию безвестного поселка мостостроителей в самый крупный город Сибири.

Основой единой транспортной сети макро региона и сегодня является железнодорожный транспорт, по железной дороге перевозится 80% грузов в Сибири. Через Новосибирск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и в нем имеется выход в Среднюю Азию. Здесь находится Управление Западно-Сибирской железной дороги – одной из ведущих в стране. В Новосибирске функционируют 4 вокзала: Новосибирск-Главный, а также Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный и Новосибирск-Южный.

 Ежедневно с этих вокзалов в путь отправляются более 60 тыс. человек. Главные ворота города - железнодорожный вокзал "Новосибирск-Главный", самый мощный за Уралом. Через него проходят поезда на Иркутск, Улан-Батор и Пекин. Ежедневно 10 поездов отправляются в Москву. В Новосибирске находятся крупнейшая сортировочная железнодорожная станция Евразии - "Инская" и крупный контейнерный терминал - станция "Клещиха", обрабатывающий все виды международных контейнеров.

Новосибирск обслуживают 2 аэропорта: "Новосибирск-Северный" и "Толмачёво". Аэропорт "Новосибирск-Северный" - старейшее авиационное предприятие Сибири. Аэропорт "Толмачево" - воздушные ворота Сибири, самый большой в азиатской части России авиационный терминал. Около половины рейсов, выполняемых из аэропорта  "Толмачево", являются рейсами авиакомпании "Сибирь".

На проходящей в Москве международной туристской ярмарке MITT-2002 авиакомпании "Сибирь" был вручён диплом "Лучшая российская авиакомпания". Ежегодно авиакомпания   перевозит порядка 2 млн. пассажиров, занимая второе место среди российских перевозчиков по пассажирообороту. На чартерных рейсах авиакомпании из Москвы, Новосибирска, Иркутска и Омска было перевезено более 500 тыс. пассажиров. 

В настоящее время "Сибирь" проводит процесс слияния с компанией "Внуковские авиалинии", купив её авиапарк и обеспечив финансирование московского перевозчика. Компания владеет 70 самолетами ИЛ-86, ТУ-154Б/М и ТУ-204 и выполняет рейсы на 60 внутренних и зарубежных маршрутах. Объявлено также о достижении соглашения о предстоящем самом масштабном альянсе - "Сибири" и "Аэрофлот - Российские авиалинии".

В г. Новосибирске функционирует Международная ассоциация руководителей авиапредприятий - МАРАП , которая объединяет представителей авиапредприятий российских регионов, а также Великобритании и Германии.

В настоящее время город является центром международных автомобильных перевозок в Сибири. Здесь сосредоточено 56% подвижного состава, занятого на международных автомобильных перевозках направлением в страны Западной Европы. Грузовые перевозки осуществляются в Китай, Монголию, Иран, Финляндию, Францию, Италию, Германию, Великобританию, доходы от которых составили в 2000 году около 12 млн. долларов. Через Новосибирск проходят две крупнейшие федеральные магистрали: "Байкал", включающая дорогу М-51 (Омск – Новосибирск) и дорогу М-53 (Новосибирск – Юрга – Кемерово); "Чуйский тракт" – М-52 (Новосибирск - Ташанта), а также такие территориальные автодороги как Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий и Новосибирск – Ордынское – Карасук. Начавшееся строительство объездной дороги вокруг Новосибирска - Северного объезда - значительно повысит роль города в транзитных автогрузовых перевозках.

Через Новосибирск протекает одна из крупнейших рек страны. По Оби осуществляются экономические связи районов Крайнего Севера, северных районов Томской и Тюменской областей с южными районами Западной Сибири. В Новосибирске расположены Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства и две крупнейшие судовые компании - Западно-Сибирское речное пароходство и Новосибирский речной порт. Ими осуществляется добыча песка, переработка и перевозка, в основном, строительных грузов, как правило, для нефтяных и газовых компаний, администраций Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов, а также пригородные и пассажирские перевозки на дальние расстояния (до Томска, Колпашева и Нижневартовска). Суммарный объем грузоперевозок составляет 6 млн. тонн в год. Речным транспортом перевозится 1.7 млн. пассажиров в год.

Важной составной частью единой транспортной системы Новосибирска являются: нефтепровод Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск протяженностью 3362 км с производительностью 14 -18 млн. тонн в год; продуктопровод Уфа - Новосибирск с грузопотоком 2.5 - 3 млн. тонн продукции переработки нефти; газопроводы Нижневартовск - Парабель - Кузбасс и Уренгой - Сургут - Омск - Новосибирск - Кузбасс общей производительностью около 24 млрд. м3.

Практически во всех случаях осуществляется взаимодействие различных видов транспорта. Нефть из трубопроводов разливается в железнодорожные цистерны, происходит перевалка лесных и других грузов с речного на железнодорожный или автомобильный транспорт, контейнеры с любого вида транспорта перегружаются на автомобили для их доставки непосредственно потребителям и т.д.

Новосибирск имеет мощное складское и терминальное хозяйство для хранения и переработки грузов. Это второй в России оптово-распределительный мегаполис по объёму грузоперевозок и торговли. Ресурс складских помещений в Новосибирске - около 1 млн. м2, из них около 800 тысяч м2 - складские и таможенные терминалы с высоким уровнем оснащения.

Здесь расположены Сибирское таможенное управление, Новосибирская таможня и Толмачевская, обладающие развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами. В городе более 300 транспортных компаний, 15000 предприятий розничной и оптовой торговли. Объём перевозимых грузов - 598.9 млн. т в год.  Грузооборот - 128.3 млрд. тарифных тыс. км в год, пассажирооборот - 12.5 млрд. пасс.-км в год.

Таким образом, в Новосибирске имеется высокоразвитый авиационный, железнодорожный, автомобильный, водный и трубопроводный транспорт. Есть в нём и все другие условия для превращения его в крупнейший мультимодальный транспортный узел - уникальное географическое положение (все кратчайшие пути из Европы в Азию проходят через него), его статус центра Сибирского федерального округа и присутствия   в нем федеральных структур окружного уровня, наличие в городе очень высокого промышленного, производственного и инновационного потенциала, развитость финансового рынка,  крупных банков и страховых компаний, крупнейшего научного центра России и т.д.

Одной из примечательных особенностей Новосибирска является функционирование в нём мощного научно-образовательного комплекса в области транспорта. Здесь расположены: Сибирский Государственный университет путей сообщения (СГУПС) - один из крупнейших в России научно-образовательных центров и Новосибирская Государственная академия водного транспорта (НГАВТ) - единственный ВУЗ такого профиля на Востоке России .

Новосибирскими учёными и специалистами разработана Программа развития мультимодального транспортного узла, получившая статус областной целевой программы. Большой вклад в продвижение этой идеи внесли учёные СГУПС во главе с ректором университета, доктором технических наук, профессором, действительным членом Академии транспорта и Международной академии наук высшей школы, председателем Комитета по транспорту и связи новосибирского областного совета депутатов Константином Леонидовичем Комаровым. Для воплощения программы в жизнь необходимо осуществить ряд практических мер.

Hosted by uCoz